12 августа 1851 года американский портной Айзек Зингер получил патент на первую швейную машинку. С этим изобретением связана вековая история Подольска. Продолжается она и сейчас – тысячи туристов устремляются к нам, чтобы узнать, почему машинка стала главным брендом города. Совсем скоро о нем расскажет и новая книга «От иголки до машинки», которая готовится к печати. Подробности в репортаже корреспондента ТВ «Кварц» Евгения Орлова.
Главный бренд Подольска украшает площадь перед краеведческим музеем. «Зингер» шьет историческую карту города. Легендарные машинки у нас начинают выпускать в начале 20 века. С открытием завода Подольск переживает небывалый подъем.
«С появлением завода население увеличивается в 4,5 раза. И неслучайно, завод считали градообразующим. Дело в том, что на заводе появляется водокачка, в городе появляется водопровод. На заводе появляется электростанция, и в городе появляется электричество», - рассказала Ирина Невская, заведующая экскурсионно-массовым отделом Подольского краеведческого музея.
Объемы производства впечатляют: около 600 тысяч машинок в год. «Зингер» хотел, чтобы его продукция была доступна миллионам семей. Чтобы заставить их раскошелиться, он пошел на революционный маркетинговый ход: машинки продавали в рассрочку и без процентов. Ведь стоили они дорого: от 47 до 84 рублей.
«Если на 1,5 копейки можно было хорошо покушать, то вы понимаете, что это такое. Корову купить это стоило 10 рублей, а машинка 62 рубля, представляете. Это было дорого», - сказала Любовь Слащева, директор Подольского краеведческого музея.
Директор музея по крупицам восстанавливает забытые и неизвестные факты. В этом году в свет выйдет новая книга Любови Слащевой «От иголки до машинки». В ней использованы многие фондовые материалы музея.
«Научная работа была проведена по газете «Подольский рабочий». У нас с 1917 года хранятся подшивки газет. И во время работы над книгой пришлось поднять весь этот материал», - добавила Любовь Слащева.
Иностранные руководители, как выясняется из газет, умели находить общий язык с местными работниками.
«Рабочие Диксона не то, чтобы очень любили, но относились очень хорошо к директору. И он лояльно относился к своим рабочим. И решались очень многие социальные вопросы. Был свой каток, была своя больница, своя типография, свой магазин, который сохранился до наших дней - здание бывшего магазина», - рассказала Любовь Слащева.
Среди значимых раритетов музея – машинка, произведенная в Подольске еще до революции. Определили это по серийному номеру. Сейчас найти приборы того периода крайне сложно.
После национализации машинки продолжали выпускать. Первое время они были практически такими же. Позже появились более современные «Чайки». При власти Советов завод освоил и другие виды продукции: пепельницы, печатные машинки, каски для мотоциклистов и даже печки для окопов. Но в истории он останется как производитель легендарных швейных машинок, которые даже спустя сто лет, верно служат своим хозяевам по всему миру.